Как ладить с собственником бизнеса

Михаил Молоканов
Президент
Школа бизнес-тренеров Молоканова и Сикирина
 
Личность как Земной шар

Без понимания человеческих особенностей собственника бизнеса ни карьеру сделать в организации невозможно, ни ее корпоративную культуру понять.

Так что, если вы настоящий HR-директор, серьезный консультант или топ-менеджер, работающий в/с «авторской компанией» с активным собственником бизнеса, никакие глубины понимания вас испугать не должны. Но что такое «человеческие глубины»? Мне нравится модель человека в сравнении с земным шаром.

Собственник бизнеса как земной шар

Упрощая, земной шар состоит из трех частей. На поверхности жесткая кора. Для человека это привычное поведение, поступки, действия и слова. У одного откровенные и ясные (земная кора поднимается в виде голых скал), у другого их сразу и не различишь под «лесными зарослями», а то и под «глубоким океаном».

Под твердью земной коры вязкая магма эмоций, чувств. Когда земная кора не выдерживает давления магмы эмоций, она разламывается, и наружу вырывается лава — поведение становится непредсказуемым.

И, наконец, твердое металлическое ядро символизирует истинную сущность человека, его корневые ценности, убеждения, верования, установки и предрассудки — то истинное, к которому можно приблизиться лишь через развитие глубокой осознанности. В ядре находятся ценности, базовые установки, варианты ответов на данности и вызовы человеческой жизни, на ее экзистенциальные вопросы.

Еще у Земли есть магнитное поле — эфемерный слой, защищающий все живое на Земле от жесткого космического излучения…. У человека это можно назвать «аурой», «энергетикой», но мне ближе понятие личного бренда — образа человека в головах окружающих, помогающий им принимать решения, как действовать в отношении его в ситуациях выбора.

Четыре уровня проявления собственника бизнеса

Я еще не видел собственника бизнеса, да и просто человека, способного одинаково эффективно появляться на всех четырех уровнях.

Про собственника бизнеса, проявляющегося на уровне магнитного поля — личного бренда — обычно ходит масса историй: и о том, как он кого-то помиловал, и о том, как он из-за чего-то вспылил, и о том, как он ловко и красиво разобрался со сложной ситуацией. У сотрудников есть сложившийся образ собственника бизнеса и они пытаются под него подстроиться.

Они знают, что в такой ситуации будет орать, в другой будет доволен и так далее… Дальше пытаются создавать благоприятные для себя ситуации и избегать нежелательных. На уровне «стимул—реакция» для сотрудников его поведение абсолютно понятное. Им хорошо известно, в какие эмоциональные состояния он, бывает, западает, и, соответственно, когда с каким вопросом к нему нужно подходить, а когда ему лучше на глаза не попадаться.

Говорит он больше лозунгами или короткими проповедями, содержание которых натаскал из популярных бизнес-книжек или из обучения на курсах и в бизнес-школах (и чаще всего почему-то в Сколково). Он сыплет идеями, требует их немедленного воплощения и, если есть ресурсы, не жалеет для их воплощения денег, но не поверяет, насколько они адекватны для текущего состояния организации, и (поэтому?) идеи воплощаться не успевают, но он быстро генерит новые.

О таких собственниках бизнеса по рынку идет молва – из уст в уста передаются различные истории о проявлении ими воли, креативности или самодурства. Чаще всего это внутренне очень одинокие человеческие существа, не способные выстроить полноценные отношения с другими, но пытающиеся активно использовать их. Харизма таких собственников бизнеса сколь завораживает, столь же и пугает.

На уровне коры — поведения – собственник бизнеса ориентирован только на измеримые результаты. Говорит он исключительно «бизнесово» — ничего личного. Собственник бизнеса требует только объективных результатов, интересуется лишь прибылью и другими объективными показателями, пытаясь выстроить с топами максимально сухие деловые отношения. Ничего личного, только бизнес.

Разумеется, в долгосрочной перспективе, в условиях постоянных изменений во внешней среде, на рынке, в чистом виде такого добиться невозможно – «люди, к сожалению, живые». «Объективность» сотрудники пытаются поддержать лишь в глазах собственника бизнеса, а на уровне общения друг с другом закипает «магма эмоций».

Из всех показателей успешности организации признает только финансовые и четко выверенные KPI. Постоянно призывает к рассудительности и сдерживанию эмоций. Что обычно ему самому не очень удается. Подчиненные осваивают навыки крючкотворства и софистики – чтобы убедить собственника бизнеса в чем-то требуется разводить еще те турусы на колесах.

На уровне магмы – эмоций собственник бизнеса уделяет много вниманию взаимоотношениям в коллективе, уместности или неуместности тех или иных шагов с человеческой точки зрения. Он думает больше не о достижении конкретных результатов (как тот, что проявляется на уровне коры), а о том, как развить имеющихся сотрудников до «нужного уровня» и где найти «настоящих сотрудников». Правда, требования к «настоящим» обычно сформулировать не может, так как ориентируется больше не на объективные показатели, а на собственные ощущения.

На уровне магмы, общаясь с собственником бизнеса, сотрудники особенно трепетно относятся к форме выражения своих мыслей и предоставления собственнику бизнеса информации, просчету и учету в каждой ситуации его интересов и интересов других ключевых людей — согласованию этих интересов для поддержания ровного эмоционального фона и, наоборот, их ущемления для провокации программируемых эмоциональных реакций. Подчиненные играют в «политику», тратя кучу времени на обдумывание не того, что сказать или сделать, а того, как кому и в какой форме что преподнести.

И, наконец, редко встречающийся вариант собственника бизнеса, живущего и на уровне ядра — сущности, ценностей. В адаптивном варианте это человек, который смог вербализировать результаты своих сущностных поисков в виде системы принципов (например, на основе какого-то религиозного учения) и побуждающий сотрудников воплощать их в бизнесе. Сотрудникам ничего не остается, как следовать им – с радостью или добровольно-принудительно.

В неадаптивном случае собственник бизнеса мечется, пытаясь справится внутри себя с вечными ужасающими данностями экзистенциального одиночества — доверия, свободы – ответственности, неизбежности смерти и бессмысленности жизни (об этих данностях в следующем материале). Сотрудники искренне не понимают его, но как данность (простите за каламбур) принимают необходимость участвовать в общих собраниях, скатывающихся в обсуждение совершенно непонятно как относящихся к бизнесу вопросов.

Полноценного взаимодействия сотрудников с собственником бизнеса на уровне «ядра» внутри компании я не встречал – достигал его лишь как внешний коуч. Внутри компании оно, думаю, и невозможно, так как, в силу включенности в оргструктуры – полномочий, ответственности и стимулирования, легко вылетаешь на уровни магмы, коры, а, в экстремальных случаях, и магнитного поля.

Что делать топ-менеджеру, в частности директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в основном на уровне магнитного поля

На уровне магнитного поля собственника бизнеса интересует то, какое впечатление о себе создает его компания и каждый отдельный сотрудник, какая в компании корпоративная культура. Ведь корпоративная культура – это «усредненное магнитное поле сотрудников организации». Как и насколько каждый сотрудник вписывается в корпоративную культуру?

Для такого собственника бизнеса формирование подобающего «магнитного поля» всей организации – корпоративной культуры – становится ключевой задачей для директора по персоналу. Ну и любой его топ прежде всего должен заботиться о впечатлении, которое производит он сам и его сотрудники.

Что делать топ-менеджеру, в частности директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в основном на уровне коры

К коре относится поведение сотрудника, то, что он делает и говорит, те объективные результаты, которых достигает. Управлять корой кажется легко – через KPI’и, карты сбалансированых показателей… И во всех организациях от сотрудников требуют демонстрации определенной коры достижения результатов, соблюдения кодекса поведения, выполнения KPI… На уровне линейного персонала, например, консультантов в торговом зале, этим можно и ограничиться. В некоторых международных компаниях под одну гребенку пытаются причесать и сотрудников более высокого уровня.

Беда топ-менеджеров, а, в особенности, директоров по персоналу, выросших в компаниях собственников, проявляющихся большей частью на уровне коры (или в публичных компаниях, которые любят концентрироваться на коре), в том, что когда, как носители желаемых технологий, они оказываются в частных российских компаниях, то не всегда понимают, что для успешной карьеры на новом месте, в компании с активным собственником, нужно идти глубже в магму неструктурированных эмоций и ощущений…

Что делать топ-менеджеру, в частности директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в основном на уровне магмы

Для собственника бизнес больше, чем бизнес. Это его жизнь. Принцип «ничего личного» здесь не работает. И без включения эмоционального интеллекта топ-менеджеру в любой компании с активным собственником, а особенно с собственником бизнеса, проявляющимся на уровне магмы, делать нечего. Нужно уметь читать между строк, заботиться не только о том, что ты говоришь и делаешь, но и как и с кем. — Осознавать свои эмоции и управлять ими. Осознавать эмоции и чувства других и управлять ими. Рассчитывать и прогнозировать свое воздействие на других.

Насколько и кому необходимо работать на уровне магмы, разумеется, зависит и от компетентности на уровне коры. Например, руководитель одного бизнес-направления всегда рубит правду-матку, отстаивая свое мнение, не глядя на регалии и личности. Никакого социального интеллекта! Но ему это прощается, так как его бизнес-показатели превышают ожидания собственника бизнеса.

А бывает, приходит из международной компании директор по персоналу и начинает «внедрять инновационность» или «строить команду», как научилась на предыдущем месте работы. В результате – лишь еще большая закрытость и разобщенность старых сотрудников и репутация «массовика-затейника». Почему? Да, реагирует она лишь на прямые высказывания и явные поступки, но не идет в магму, не уточняет, какие хитросплетения эмоций и человеческих отношений стоят за, на первый взгляд, знакомыми ей словами.

А руководитель одной сервисной службы не всегда способен справляться со своими агрессивными «вулканическими извержениями», неподобающими в деловом взаимодействии поступков и осознает это (включая неумение справляться), но у собственника на хорошем счету, так как на уровне коры он единственный, кто демонстрирует желаемую нацеленность на развитие бизнеса. Плюс, неплохо видит слабые стороны других на уровне магмы, что для собственника бизнеса, интересующегося развитием людей в организации, крайне важно.

Идеальных людей, одинаково хорошо действующих даже как на уровне коры, так и магмы, мало. А ведь есть собственники бизнеса, которым хочется большего – уровня ядра.

Что делать топ-менеджеру, в частности директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в основном на уровне ядра

Что такое работа с людьми на уровне ядра личности? – Постоянное осознание, осмысление, рефлексия, поиск своей и других самости, «истинного Я», пересмотр своих ценностей… Этот процесс, разумеется, бесконечен.

Зачем люди, погружающиеся на этот уровень личности, нужны в организации? Дело в том, что они находятся в постоянном поиске. Это люди, выходящие за рамки, за пределы «осязаемого», стремящиеся к «заоблачному», видящие возможности «голубых океанов», способные к бизнес-прорыву.

В чем может быть засада? Человек, сконцентрированный лишь на ядре личности, но не дружащий ни с ее магмой, ни с корой, как минимум, шизоид, если не шизофреник. – Излишнее погружение в ядро чаще всего приводит к неспособности к ясной коммуникации с окружающими. Его «прорывные идеи» будут вычурные, не реалистичные, так как рождаются не для достижения результата, а из стремления убежать от ужаса и неопределенности «обычной жизни».

Так что со специалистом по HR? Классический директор по персоналу обычно, насколько к этому способен, занимается магнитным полем организации – ее корпоративной культурой, но больше ассоциирует свою работу с KPI, грейдами, ассессментом, оргструктурой, ОТИЗом и всей остальной корой. Мудрый HR работает и на уровне «магмы», включая свой социальный и эмоциональный интеллект, и развивая его в ключевых людях организации.

А вот для работы на уровне ядра нужны уже особые люди. Обычного HR’а разговоры о таких глубинных вещах пугают. Слишком неопределенные они. Ведь он нутром чует, что ответственность за подбор и систему мотивации с него никто не снимет. А что делать на уровне ядра не понимает… Его такая неопределенность просто приводит в ужас. Разве что, если сам он когда-то «баловался эзотерикой»…

Но в компании с активным собственником бизнеса без соприкосновения с уровнем ядра, по крайней мере, самого собственника бизнеса, полноценной работы с организацией не получится.

Как уже упоминал, об этом подробнее в следующем материале.
  • Ваша оценка топика: Полезен?
    Дорогу полезным топикам!
  • +1
  • 0
Комментарии (0)

Комментировать топики и вести свой блог могут только участники сообщества HRM.UA


Пройдите бесплатную регистрацию и воспользуйтесь возможностями сообщества HRM.UA или выполните вход, если Вы уже зарегистрировались.


 
Рекламные возможности HRM.UA | Правила сообщества
Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
© 2006-2017, Центр Развития Карьеры "Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-69(68) Ваши замечания и предложения присылайте на support@hrm.ua