Как справиться с сопротивлением участников во время тренинга

Виктория Журавлева
Консультант по управлению, бизнес-тренер
Консалтинговая группа "Четвертое измерение"
 

Каждый бизнес-тренер знает о том, что такое сопротивление и каким оно бывает. Попробуем разобраться с тем, как можно справиться с сопротивлением.

Начнем с того, что мы знаем о сопротивлении на тренинге:
Во-первых, любому бизнес-тренеру нужно быть психологически готовым к сопротивлению со стороны участников. Всегда найдется участник, который будет провоцировать тренера, активно с ним спорить или срывать обучающий процесс. Реакция бизнес-тренера на сопротивление и провокации всегда показывает его личностную зрелость.

Во-вторых, далеко не всегда все проблемы, которые у тренера возникают во время тренинга – сопротивление, конфликты с участниками и т.п., связаны с динамикой группы или особенностью личности тренера. Проблемы могут возникать в пунктах «неправильная оценка ситуации в компании», «неправильно выбранный инструмент решения проблемы», «подмена проблем» и т.д.

В-третьих, если попытаться описать самую основную причину сопротивления на тренинге, то она с определенной степенью иронии может прозвучать так: «тренер не дал возможности выпендриться участникам и показать, какие они умные и вместо этого выпендривался сам». Если говорить на более рациональном уровне, то сопротивление возникает:
1. Тренер не четко обозначил свои границы, цели и задачи тренинга
2. В группе есть участники с разным статусом – подчиненный и босс, люди из head-офиса и регионалы и т.д.
3. В группе есть участник, которого «клюют» другие
4. Тренер не готов к тренингу, тренинг не отвечает насущным проблемам участников

Как проявляется сопротивление? Упрощенно говоря, в виде трех форм: «троллинг» с агрессивными вопросами и выпадами, «партизаны в плену» – когда ни на один вопрос группа не дает осмысленного ответа и «эльфинг» — когда участники со всем соглашаются и демонстрируют тотальный nice и sweet.

Наверняка почти всем бизнес-тренерам знаком профессиональный секрет. Один из самых простых приемов борьбы с сопротивлением – пересадить местами участников. Если вы, как тренер, можете во время обучающего процесса понять причины сопротивления, вы можете сделать «шаг назад» и попытаться исправить ситуацию.
Но что же еще? Мне бы хотелось поделиться с вами своими рекомендациями относительно различных способов того, как можно справиться с сопротивлением в тренинге:

Максимально четко обсуждайте цели и задачи предстоящего тренинга с участниками. То, как будет проходить тренинг, напрямую зависит от ясности «психологического контракта». Любой тренер спрашивает у участников перед тренингом, зачем они сюда пришли и что они хотят получить на выходе. Но мало кто из тренеров затем, услышав все это, пытается согласовать пожелания участников со своими целями. Подобная оплошность может привести к тому еще сопротивлению в итоге. Тем более что участники все чаще не понимают, зачем они пришли на тренинг – в конце концов, им просто пришел e-mail с текстом в духе «такого-то и такого-то числа у тебя такой-то тренинг».

Будьте собой, будьте настоящим. В тренерском сообществе несколько лет назад был очень популярен миф о тренерских стилях. Существовало мнение, что хороший тренер может работать в разных стилях – быть то воодушевляющим спикером, то сильным менеджером, то поддерживающим и заботящимся родителем. Увы. Еще в начале тренинга, когда ты помнишь об этой установке, ты еще как-то можешь притворяться, но когда попадаешь в поток и увлекаешься, неизбежно входишь в свой основной стиль. Хороший тренер – он не артист, он аутентичен. Задайте себе вопрос в тот момент, когда чувствуете сопротивление «я сейчас – настоящий? Я сам себе верю?»

Все групповые эффекты, которые связаны с сопротивлением, борьбой за власть, лидерством, влиянием имеет смысл обсуждать непосредственно во время тренинга. Равно как и давать свою собственную обратную связь группе целиком. Но все, что в тренинге происходит вследствие каких-то персональных особенностей участников, лучше не драматизировать. Не помещайте личность отдельно взятого участника под фокус внимания всей группы, постарайтесь перенести обратную связь подобному участнику на время перерыва для индивидуального разговора.

Поддерживайте тех, кто выпадает из обучающего процесса. Тренинговая группа всегда следит за тем, как тренер относится к человеку, который является предметом насмешек и шуток. Если тренер включается в этот же процесс и добавляет веса со своей стороны или просто умывает руки, то всем становится плохо. Участники понимают, что так может быть с каждым и тренинг по динамике «сворачивается».

Не доказывайте свою ценность и авторитетность в ходе тренинга. Если участники сомневаются в том, что сказал тренер или оспаривают его авторитет, самой серьезной ошибкой будет пытаться этот авторитет поднять или усилить себя. Тренер откроется, расскажет о себе какую-то личную подробность, а участник скажет «да что это за ерунда, я так пробовал, не работает». Доказывать обратное бессмысленно, это пат изначально. В таких ситуациях нужно максимально «заземлять» себя, показывать, что вы – живой человек, у которого тоже бывают сомнения и который тоже может что-то не знать. Помните, что если тренер реагирует на выпады и провокации участников с позиции «снизу», пребывая в положении человека, которого обидели или обижают какие-то слова – он теряет авторитет в группе.

Работая с сопротивлением, помогайте людям «сохранить их лицо». Участнику всегда нужно давать возможность сохранить свое лицо – ему ведь завтра на работу с этими коллегами идти, а они будут про него плохо думать. С другой стороны, если человек по-хамски ведет себя на тренинге, наша гипотеза заключается в том, что он так себя и ведет и по жизни, и никто ему ничего не может сделать или сказать. И возможно – еще одна гипотеза – ему личностно будет полезно, если вы как тренер, займете определенную позицию и покажете ему его «зеркало». Из нашей практики: самые мощные трансформации с людьми происходили именно после того, как они теряли лицо на тренинге, когда группа выдыхала и рассказывала такому человеку все, что не могла годами ему сказать за время работы. Мы не знаем, как правильно жить человеку – но всегда можем поделиться своей позицией, если нас об этом просят.

В меру используйте юмор. Юмор – достаточно тонкий инструмент. Это всегда на грани. Чем больше юмора, тем больше у участников возникает регрессивное детское состояние. И когда участники начинают шалить и прикалываться, у тренера не всегда может получиться вернуться в нормальный рабочий процесс. Когда ты начинаешь шутить, ты становишься шутом. Главный маркер здесь – тренеру не должно быть смешнее, чем участникам, а то он потеряет группу.

Берегите силы и не расходуйте себя всего на работу с сопротивлением. Одна из причин потери энергии во время тренинга – попытка убедить участника не рационально, а энергетически. Заметили, что уже какое-то время вместо обучения вы разбираете возникшую ситуацию? Возможно, вам будет проще объявить перерыв, чтобы эта ситуация сама себя исчерпала и вы могли двигаться дальше.

Порой в конце первого дня тренинга бывают такие катастрофические ситуации, когда тренеру нужно отпустить ситуацию и просто сказать себе: «я сделал все, что мог и теперь даю возможность сердцам участников завершить эту работу». Вы ведь работаете с людьми, обучаете их, делаете их более успешными и как никто другой сталкиваетесь с их «лучшим» в своей ежедневной практике. Уповать на то абстрактное «лучшее», что есть у участников – хорошая стратегия…
  • Ваша оценка топика: Полезен?
    Дорогу полезным топикам!
  • +25
  • -1
Комментарии (17)

Комментировать топики и вести свой блог могут только участники сообщества HRM.UA


Пройдите бесплатную регистрацию и воспользуйтесь возможностями сообщества HRM.UA или выполните вход, если Вы уже зарегистрировались.

+
avatar
02 июля 2012, 16:36
Спасибо! Очень хорошие рекомендации! Еще из практики важно, договариваясь о дате проведения тренинга (обычно с HR-директором или руководством), лучше тренеру уточнить, не отчетный ли это период для группы и т.п. У меня был случай, когда группа состояла в основном из участников отдела, у которых раз в год готовится важный внутренний отчет, а HR об этом забыла, а я тогда тоже не делала этого сама, надеясь, что HR лучше знает. На тренинге мысли участников были в основном об отчете и они были уставшими, поскольку после тренинга им еще приходилось работать над отчетом.
Комментарий полезен? Да +2 Нет
+
avatar
03 июля 2012, 12:58
Людмила, спасибо. Полностью с Вами согласна. Предтренинговая подготовка и прояснение всех вопросов крайне важно.
Комментарий полезен? Да 0 Нет
+
avatar
03 июля 2012, 08:50
Спасибо, очень интересгая статья!
если бы дополнить конкретными примерами из практики для наглядности!
Комментарий полезен? Да 0 Нет
+
avatar
03 июля 2012, 13:05
Лаура, спасибо. Полагаю, что описание ситуаций достаточно подробное и нет необходимости в такой детализации.
Комментарий полезен? Да 0 Нет
+
avatar
03 июля 2012, 15:51
По-моему опыту, все это имеет место.
Но — что-то послужило причиной к такому сценарию тренинга.
Если проанализировать, — найдешь причины в себе.
Шутить тоже можно по-разному. Не обязательно становиться шутом. Есть вполне приличный профессиональный юмор, законы Паретто и т.д.
Комментарий полезен? Да +3 Нет
+
avatar
04 июля 2012, 12:11
Виктория, как на Ваш взгляд, правильно справляться с сопротивлением группы в результате форс-мажора? Например, в процессе тренинга пришла информация типа «К нам едет ревизор?». Тренинг выездной, скорректировать планы уже невозможно. Заказчик принимает решение продолжить обучение, а мысли участников (ранее вовлеченных) перетекают в другое русло. Как вернуть группу в состояние «здесь и сейчас» и снизить потерю производительности?
Комментарий полезен? Да +1 Нет
+
avatar
04 июля 2012, 18:25
Станислав, простите великодушно конечно, но где вы увидели в этой заметке то, что Виктория рекомендует кого-то ЗАСТАВЛЯТЬ учиться, если в группе возникает сопротивление?
Комментарий полезен? Да 0 Нет
+
avatar
05 июля 2012, 01:35
Станислав, то что ВЫ описываете В МОЕМ ПОНИМАНИИ вписывается в модель: «Продажа — направлена на то, что нужно сделать и как, чтобы покупка состоялась», Если помните, в свое время на этом форуме часть коллег оттаивала противоположную точку зрения: «Продажа — направлена на то, что нужно сделать, чтобы не было НЕТ». Я не думаю что нужно бороться с покупателем, а поддерживаю Вашу точку зрения.
Комментарий полезен? Да 0 Нет
+
avatar
16 января 2013, 22:20
Совершенно согласен на счет несостоятельности подхода борьбы с клиентами. Не только надо учить — "… гораздо полезнее учить находить преимущества, выгоды и помогать клиентам делать их выбор." Конечно этому научить сложнее да и не все могут. А вот научить делать так, что бы клиент сам выбирал с помощью консультанта и сам принимал решение о приобретении — это способ уйти от возвратов и жалоб. Приятно, что кто то это подмечает.
Комментарий полезен? Да +1 Нет
+
avatar
05 июля 2012, 11:12
Конечно, хорошо когда тренинг проходит в компании с высокоразвитой корпоративной культурой, в группе мотивированных слушателей, которые занимают активную познавательную позицию, разделяют цели компании, а компания активно развивается, минуя кризисы роста.  Но увы…Такое бывает редко.
Так или иначе, сопротивления участников встречаются. Причин уйма, всех не перечислить (даже если не учитывать уровень подготовки тренера): низкая управленческая культура, перенагрузка, неадекватный подбор персонала, изменения в компании и т.д.
Разумеется, чем выше квалификация тренера, тем проще это сопротивление преодолеть и мотивировать слушателей к обучению и дальнейшему использованию полученных навыков.
Станислав прав в том, что заставить людей обучаться невозможно.
Но побуждать их к этому нужно. Ведь многим тяжело выходить из привычной зоны комфорта, учиться и пробовать работать по-другому, проще работать по старинке. Отсюда и сопротивления.
Автор предлагает методы не как «бороться» с сопротивлением участников, а как «справиться» с ним. И только если справиться с возможным сопротивлением, то сможет расшевелить группу, сподвигнуть на новое, инициировать изменения, достигнуть цели тренинга.
Комментарий полезен? Да +4 Нет
+
avatar
10 июля 2012, 09:43
Спасибо за хороший материал!
«Партизаны в плену» уже стали крылатым выражением у меня и моих друзей-тренеров, которым я отправила вашу статью.
Комментарий полезен? Да +2 Нет
+
avatar
11 июля 2012, 15:24
Виктория, вы это
Если говорить на более рациональном уровне, то сопротивление возникает:
1. Тренер не четко обозначил свои границы, цели и задачи тренинга
2. В группе есть участники с разным статусом – подчиненный и босс, люди из head-офиса и регионалы и т.д.
3. В группе есть участник, которого «клюют» другие
4. Тренер не готов к тренингу, тренинг не отвечает насущным проблемам участников
говорите применительно к корпоративным или к открытым тренингам?
Комментарий полезен? Да 0 Нет
+
avatar
11 июля 2012, 17:16
Наталия, речь идет о корпоративных тренингах.
Комментарий полезен? Да 0 Нет
+
avatar
11 июля 2012, 21:45
Знаю случай (корпоративный тренинг, тренер внешний), как однажды прямо накануне мероприятия «умный» и «добрый» HR сообщил участникам: учеба-учебой, но это не главное. В процессе будет производиться оценка кто на что из участников способен. (Учитывая, что это был обычный навыковый тренинг). Сопротивление? Да это был просто Сталинград! Слова тренера о целях и задачах тренинга были четко обозначены, правила безопасной зоны, право на ошибку и т.д. также озвучены. Но их никто не слышал. «Партизанили» долго, « эльфов» тоже было предостаточно. Пока участники поняли, что двойки ставить и разбор полетов устраивать никто не будет. Максимально демократический стиль тренера, эффективная обратная связь все-таки раскачали группу. Барьер из-за негативной установки вещь могучая, но к счастью  преодолимая.
Комментарий полезен? Да +1 Нет
+
avatar
16 января 2013, 22:12
Виктория исчерпывающая и достаточно основательная статья. Сразу понятно, что основой для нее стала многолетняя практика. Хотя личность самого тренера играет решающую роль, для начинающих тренеров четко изложены варианты решения этой проблемы.
Комментарий полезен? Да 0 Нет

 
Рекламные возможности HRM.UA | Правила сообщества
Внимание! Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
© 2006-2018, Центр Развития Карьеры "Формула Успеха", тел.: (044) 501-28-69(68) Ваши замечания и предложения присылайте на support@hrm.ua